«Коллективный разум сообщества гоблинов гораздо больше суммы потенциала разрозненных гоблинов»
История ролевого в Хабаровске в 1992 - 2002 гг по Эльзару
Содержание
Автор
Владимир Наконечный (Эльзар), г. Хабаровск
Статья из Журнала по ролевым играм «Моё Королевство» № 16, октябрь 2002 г.
История
Клуб образовался 22 декабря 1992 года. Сначала он назывался «Хабаровский хоббит», затем Клуб Любителей Фантастики «Братство Кольца», Клуб Авторских Ролевых Игр «Восприятие», Творческое Объединение «БРИГ», наконец НОКРИ (то есть просто Новый Клуб Ролевых Игр). За время существования мы поменяли несколько мест обитания, много раз изменился состав – люди уходили, уезжали в другие города (особенно отличился Иркутск, куда перебрался весь «цвет» ролевого движения Хабаровска – Ясень, Масляный, Гэлион, Шо-вэй с Мишелой – люди, которые начинали движение). Кое-кого занесло и подальше – Америка, Израиль, Новая Зеландия. Грустно.
История Клуба – история местных войн и портясений (как и везде наверное). Лишь только народ начинал тусоваться (в плохом смысле), спиваться и болеть пофигизмом, Паша Белых (он же Хильдигард Тук) собирал «верных» и уходил. Через месяц возникал новый Клуб, опять шел период подъема, новых идей, общего воодушевления. Спустя какое-то время ситуация повторялась почти один в один.
Все неприсоединившиеся (или оставшиеся) пытались образовывать свои клубы или команды. «Черная Гвардия» (ныне её Восточный взвод), Орден Вольных Стрелков, Клуб Исторического фехтования «Сага», персонажи бесплатных газетных объявлений – «ушельцы» (или «амберцы»), «Град Китеж».
За всех этих людей говорить не буду – боюсь что-либо перепутать. Я ездил только на те игры, которые проводил наш Клуб, о них вкратце расскажу.
Как и многие другие клубы, мы начинали с игр по Толкину – 1993-94 гг. Съездив на МиФ, попробовали проводить у себя Мини-МиФы (т. е. игры малым числом людей по мифовским правилам). Пошло увлечение фентезийками, магией. В 1996-м году мы снова вернулись к Толкину и провели два «Властелина Колец» (это был, кстати, мой первый мастерский опыт). Ничего хорошего не получилось – слишком много людей считали себя авторитетными «толкиноведами», и Мастерам изрядно досталось. Вдобавок, я воочию увидел, что такое неприкрытая агрессия и беспредел.
Действуя с большого психа, мы послали всех и вся и провели игру по средневековой Англии. Это был прорыв! На «Старой Англии-96» было всего 17 игроков, но наигрались мы так, что просто кричали «ура» от счастья. Все те нереализованные моменты, вся та игровая эстетика, которую мы копили все эти годы – вырвалось наружу и буквально сбило с ног. Мы поняли, как надо играть! «Театральная школа моделирования» (она к нам попала спустя пару лет) – это было круто. На волне подъема прошли ещё две «Англии» пошел приток новых людей, Клуб удалось поставить на ноги.
Мы собирались в помещении КСП «Берег», нам было весело и классно. Процесс шел, машина работала безотказно. Совет КАРИ «Восприятие» застроил игроков и, наверное, впервые в истории Клуба сдавалось сразу несколько допусков на игру – на знание Базового Варианта Правил, геральдики, этикета, молитвы «Отче наш», с помощью которой лечили тяжелораненых. Всех заставляли делать прививки от клещевого энцефалита, готовить хорошие костюмы, писать нормальные легенды. Читались лекции, выпускались методические пособия и воспоминания с игр, была создана Бутафорная, исправно работали Видеотека и Фотоархив.
Когда английский туман рассеялся, клуб опять увяз в болоте, и мастерская группа ушла в долгосрочный отпуск. Потом Паша поступил в аспирантуру, и колесо снова завертелось. Мы перебрались под крылышко пединститута, где при факультете дополнительной педагогической профессии было основано отделение «Мастер досуговых сюжетно-ролевых игр», возглавляемое лично Пашей. Это дало нам еще пару лет.
1999-й и 2000-й годы ТО «БРИГ» посвятило циклу игр «Русь Изначальная». Такой изматывающей подготовки к играм я не помню. К ним начали готовиться больше, чем за полгода. Всем народом вымучивали базовик – он выдержал около 10 переизданий, меняясь с каждой новой защищенной концепцией – будь то экономика, магия, или игровая жизнь и смерть. В последнюю ночь делали финальную правку, сидя возле телефона – поминутно звонили ребята из разных концов города и сообщали о найденных ошибках. Наконец, правила вышли в виде отличной брошюры и даже с бланком заявки внутри. В общем, все как в лучших домах Парижа и Лондона.
Костюмы подверглись конкретной ревизии. Старые английско-фентезийные прикиды на русую игру не годились, всё пришлось шить заново. В этих костюмах мы ездили отдыхать на левый берег Амура, нас даже приняли за общину Виссариона. А еще у Доброгоста и Маклауда были лапти из линолиума.
Игры вышли веселые и – новые. Впервые на игре была штатная охрана, свой медик, газовая плита на Кочме, доставка автобусом туда и назад, компьютерные шрифты для зашифровки документов, русские песни, которые мы учили на ФДПП под руководством специалиста, хороводы и затейные игры. Но самое главное – на «Руси» я почувствовал себя РУССКИМ. Не славянским интернационалом, который у меня в крови, не эльфом и не викингом, а именно – русским. Ощущение причастности к чему-то доброму, светлому, родному, к тому, что у тебя под ногами, вокруг и над головой – неповторимый миг счастья, от которого слетела «крыша». За это можно было и потерпеть, помучиться с подготовкой игры.
«Русь Изначальная – 2000» стала еще и знаковым событием. После игры от нас ушел Паша. И, более того, увел с собой народ – самых близких, почти все из них были мастерами. Вряд ли я когда-нибудь увижу Хильдигарда на ролевой игре. А впрочем он давно уже не Хильдигард.
Не могу не упомянуть и еще об одном явлении клубной жизни – павильонных играх. Пару раз мы пробовали проводить их в старом клубе, но это было в порядке эксперимента, да еще совмещено с днем рожденья клуба – в общем ничего выдающегося. На ФДПП же к павильонкам подошли со всей серьезностью. Выпускающийся студент должен был подготовить и защитить проект – т. е. провести игру и написать по ней методическое пособие. Прототипом послужила костромская «Яхта», от которой мы очень долго тащились. Появились переделки, аналоги и совсем уж альтернативные разработки. «Ночь Триффидов», «Замок», «Остров Медвежий», «Нексус-6», «Кофе с цианистым калием», «Мотель «Звездный», «Мы» - почти на всех я был и до сих пор храню самые теплые воспоминания об этих игрушках. Радует то, что по ним писались методички – в разной степени завершенности, они есть у нас в архиве.
Пару слов о наших изданиях. Первенцем были «Хоббитширские вести», они канули в Лету, не дожив и до четвертого номера. На смену им пришел и стал на долгие годы клубной газетой знаменитый «Брендидуимский Мост» - ветеран фэн-литературы, выдержавший с 1992 по 2000 год 42 номера! Бессменным редактором был Паша, работавший несколько лет верстальщиком в разных газетах и издательствах.
Из художественной литературы следует отметить альманах «Прости» (расшифровывается – «Проза и стихи»), где публиковались действительно талантливые вещи. Всё-таки, в клуб попадали непростые люди. Основными авторами были Ясень, Гэлион, Эломер, Омма, ну и Паша, конечно. С распадом этой компании, всегда негласно соревновавшейся друг с другом, выход альманаха прекратился. Кое-кто из ребят выпускал свои сборники стихов, но их уже издавали не мы. Из литературных описаний игр, увидевших свет, нужно назвать «Современные сказки» (воспоминания об играх 1993 года), «Старую Арглию-96» и «Приключения Квентина фиц Осборна (по «Англии-97(2)»).
Профессионального видео у нас не делалось. Паша в свой время немало наснимал своей камерой, но вот монтировать всё это было негде. Предпринималась попытка подредактировать «Властелин колец-96», получилось даже забавно, но сама игрушка была не ахти какой и показывать особо нечего.
Где-то в недрах инета болтается наш «замороженный» сайт (разработчик – Оксана Куликова), адрес www.wf.ru/brig Красивый, профессиональный. И почти пустой.
О музыке отдельно. Пара старых записей на диктофон мамы Вагора (Антона Воропаева) – я, Ясень, Руэндиль с Нолом – все это было круто лишь по местным меркам. Серьезных исполнителей мы слушали мало, да и превзойти их никогда не пытались. Правда, когда в клуб пришла Инна Башкирова, дело дошло даже до четырехголосой полифонии, а сейчас появился «Folkstone», но о нем я напишу в другой раз.
Сегодняшний день
После ухода Паши, мы, еще не веря в бесповоротность его решения, проболтались несколько месяцев, а затем начали всё заново. И были сборы, и долгие разговоры, и теже самые грабли. Мудрее всех, наверное, поступил Лэнс (Вася Кузьмин). Поступив в аспирантуру пединститута , они вместе со своим другом Васей Аваргиным открыли заново отделение на ФДПП и занялись обучением народа. Правда для поддержания порядка им пришлось действовать драконовскими методами, но зато порядок был действительно идеальный. Читались лекции (очень добротные), проводились семинары – шла напряженная, интересная УЧЁБА. Вот только клубом там даже и не пахло. Но, наверное, так даже лучше. Осенью будет новый набор, дерзайте!
Остальной народ, более шумный и менее организованный создал НОКРИ. Название такое выбрали просто от бессилия придумать что-то лучше. Первоначально мы обитали в эколого-туристическом центре «Романтик», но не ужились с местным начальством и переехали на другой конец города, в Центр внешкольной работы Индустриального района, где клуб и находится по сей день.
Мы снова взялись за павильонки и успешно провели несколько игр. Но, конечно, по уровню организации и методической части до БРИГовских игр им было далеко. Из полигонных игр первым был «EMES» по авторскому миру фентези Марины Сергеевой. Самыми лучшими были 2-й и 3-й «Ланкаширы» - не доигравшие Конан и Форгард сделали римейки на которых мы здорово повеселились. Игры прошли с сильным уклоном в сторону Ирландии – это старина Эльзар свихнулся на кельтской музыке и ирландских танцах, вот и появился на игре ирландский колорит. Да такой, что в иные моменты мне казалось, что я помолодел лет этак на пять!
Э-э, потом, как всегда, ажиотаж спал, в руководстве клуба начались разборки, разногласия, и часть народа стала создавать свои альтернативные команды, тусовки и подобия клубов. Впрочем, НОКРИ живет до сих пор, и на осень даже запланировано три игры.
Просто за жизнь
Мне кажется, история нашего клуба просто катится под уклон. Да, мы теперь кое-что можем. Сделать крутой доспех, более менее историчный костюм, почти настоящий меч. Но если бы мы были так же круты по части игровой культуры, этики, да просто правил приличия, наконец – цены бы нам не было! Ответте мне на такой вопрос: почему в 1994-м году встреченная мною на игровой территории женщина с дитем заулыбалась и сказала, что мы молодцы, а в 2000-м году ролевиков периодически принимают за каких-то отморозков? Ей-богу, я себя чувствую ископаемым реликтом! Мы ведь когда-то до ужаса гордились тем, что мы – хоббиты, а это значит те, кто не курит, не пьёт, не матерится, читает интересные книжки и делает по ним иры. Сухой закон существовал в клубе очень долго, курение было редким явлением аж до 1996 года, мат жесточайше искоренялся, на играх пили считанные единицы и то тайком. Отстал я от жизни, ребята. То во владивостокской «Грани» предлагают легализовать наркотики и реальное воровство продуктов, а затем обкуренный файтер на турнире едва не высаживает Алексу глаз, то на «Летописи» причащают водкой, а базар, прости Господи, льется рекой, как в колонии строгого режима. Один иногородний парнишка всё жаждал «Кофе» у себя по нашей методичке провести, мы его консультировали целую неделю по электронке, и он нам в итоге пишет: «Что-то сюжетец скучноват. Давайте сделаем Гамлета лесбиянкой». То блин, наркоманские песни под «Рамштайн», (черт бы его взял!), хлыст и намордник для садомазохизма на Новый год. И это хоббиты? Такое впечатление, будто я к каким-то извращенцам попал!
Мама моя, что творится с нашей молодежью! Я определенно устарел, господа. Про будущее ролевых игр страшно даже загадывать, остается лишь надеяться, что в России ещё есть нормальные люди, которые во всем этом наведут порядок, не дадут нам спиться, с наркоманиться и окончательно деградировать.
Обратите внимание! Данная статься |