«Коллективный разум сообщества гоблинов гораздо больше суммы потенциала разрозненных гоблиновSmile.gif»

Рецензия на "Глючный Неформат"

Зеленопедия
Перейти к: навигация, поиск

Рецензия на "Глючный Неформат" (приложение к сборнику "Замок Иглитхон")



- Умный ты, я погляжу, - насмешливо покачал головой
Качура. - А для чего, скажи на милость, тогда газета?
Моня задумался и уже не совсем уверенно ответил:
- Читать...

Э. Севела


Пролог

Первым делом автор строк сиих высказывает сомнение в справедливости употреблённого им в заголовке термина "рецензия". Многие словари, современные и не очень, толкуют слово "рецензия" как критический отзыв на какое-либо художественное, научное и т. п. произведение. Само собой разумеется, что газета таким произведением не является, потому и термин здесь не вполне уместен. Но с другой стороны упомянутый автор рассматривает "Глючный Неформат" как культурное событие в хабаровской ролевой среде, а событие вполне способно вызывать отзывы. К тому же, по выходу уже двух номеров газеты можно сделать первые выводы о её характерных особенностях и сделать первые прогнозы. В конце концов, слово "рецензия" восходит к латинскому "recensio" - "рассмотрение, обследование", а эти значения непосредственно отражают сущность статьи.


I. Историческая справка

В Хабаровске ролевая пресса возникла вместе с собственно ролевым движением. Первыми ролевыми газетами были "Хоббитширские Вести", "Брендидуимский Мост" (самая долговечная и, впоследствии, самая профессиональная ролевая газета Хабаровска), "Средиземская Независимая Газета" ("С.Н.Г."). Все эти (а возможно, и другие) издания связаны с деятельностью первого хабаровского ролевого (тогда ещё и толкинистского) "Хоббит-клуба".

На протяжении лет клуб менял название и статус и дробился. Так возникали новые клубы и команды. Но начиная с июля 1992 стабильно, хотя и не всегда регулярно, издавался "Брендидуимский Мост". Основателем и, насколько мне известно, бессменным редактором этой газеты был президент первого "Хоббит-клуба" Хильдигард Тук (П. Белых). Параллельно с этим на протяжении почти восьми лет существования "Моста" периодически возникали другие издания. Так, с превращением клуба "Братство Кольца" в объединяющую несколько клубов Ассоциацию Ролевых Игр с тем же названием, появилась газета "Лига Пергамента", издаваемая Группой Калек. Газета полемизировала с "Брендидуимским Мостом", который в свою очередь стал печатным органом КАРИ "Восприятие", возглавляемого всё тем же Х. Туком. В это же время в Хабаровске знают и читают владивостокскую ролевую прессу ("Третья Тема", "Новости Мэллона"), также в хрониках тех лет встречаются названия "Эш Назг" и "Эндорская Кругосветка". (Эта газета издавалась азовским Хоббит-Центром "Хранители.)

Возможно, на протяжении отнюдь не маленькой истории хабаровского РД время от времени возникали и другие периодические издания. Но к сожалению, информации о них у автора нет. Потому мы обратимся прямо к 2000 [2001?] году, когда в связи с уходом Хильдигарда из ролевиков прекращает своё существование и клуб "Бриг" (бывшее "Восприятие"), и его газета - тот же "Брендидуимский Мост". За эти восемь лет издание прошло большой путь: печататься оно стало в типографии Педагогического Университета, объём его увеличился примерно в два раза, а в редакции сложился коллектив грамотных, компетентных и умеющих ярко писать авторов.

Но после распада "Брига" и ухода Хильдигарда из движения в ролевой публицистике наступил мёртвый сезон. Сайт "Брига" перестал обновляться (существует же он и по сей день), правопреемник "Брига" клуб "НоКРИ" заниматься издательским делом тогда не стал. Другие клубы... Впрочем, других клубов тогда, насколько я могу судить, и не было, если, может быть, не считать постепенно уходящих в истфех хабаровской Чёрной Гвардии, Русского Отряда и Эсхатологического Легиона им. Моргана Мэгана.

Новый виток развития хабаровской ролевой публицистики начался в 2004 году, когда почти одновременно появились сайты Вестфольда и, чуть позже, "Синклита". Правда, импульс этот был слабым. Сайт ещё не разделившегося "Синклита" очень скоро прекратил свою работу, и лично я на нём успел заметить только официальные программы организации, статью Раила о своей экспериментальной 18-часовой павильонной игре "Три весёлых лича" и статью Клеща Некроманта об истории полигонных игр в Хабаровске. Сайт Вестфольда же, существуя и по сейчас, не обеспечивает, увы, ролевиков злободневной информацией (за исключением публикации базовиков и др. ролевых документов). Информационную функцию некоторое время выполнял форум Вестфольда, неплохо раскрученный игрой Арадора и Фунта и сменившийся в 2005 году общим хабаровским ролевым форумом.

Но несмотря на все перипетии на просторах виртуального пространства нормальных, напечатанных на бумаге газет на ролевую тему в Хабаровске всё это время не было вообще.

И вот осенью 2005 года положение изменилось.


II. Recensio

В 2005 году Кошка Laos выпустила первый номер концептуального стихотворно-прозаического сборника "Замок Иглитхон". Поскольку авторская группа "Замка", а также потенциальные его читатели были некоторым образом связаны с хабаровской ролевой субкультурой, в третьем номере сборника появилась статья, посвящённая полигонным играм. Автор статьи Тин Люрр честно попыталась адекватно осветить все основные происшествия в роле-полигонной сфере, но самыми занимательными местами статьи стали не совсем понятный наезд на Рипсо и столь же непонятная похвала "Наргелиону".

Эта статья по существу стала прологом к созданию отдельной газеты - пресловутого "Глючного Неформата", посвящённого исключительно ролевой тематике. Первый номер издания был целиком и полностью посвящён полисной игре Каоса "Горец", прошедшей осенью того года. В частности, редакция опубликовала интервью с мастером игры, фотграфии, а также впечатления нескольких участников. По существу, этим номер исчерпывался. Из второго номера хабаровский читатель узнал о проведённой во Владивостоке клубом "Отражения" павильонной фестивальной игре "Тортуга", на которую были приглашены многие хабаровчане.

Большинство материалов, посвящённых играм, представляет собой авторские очерки - популярный жанр в ролевой публицистике, по сложности предшествующий жанру проблемного эссе. Авторы, такие как Араэль, Руна, Тишь и другие, просто рассказывают о событиях, происходивших на игре, основных организационных заморочках и просто смешных и ярких случаях. В этих описаниях авторы не пытаются излагать события игры художественно, от лица своих персонажей, как например иногда писали в светлой памяти "Брендидуимском мосте" Эльзар, Хельдис, Доброгост и др., и, преследуя чисто информативные задачи, не пытаются в своих статьях выходить на общие проблемы движения. Авторский очерк, - основа сегодняшнего "Глючного Неформата", - просто рассказ о событиях, нечто среднее между дневником и записной книжкой, задача которого - вызвать воспоминания участвующих и рассказать кое-что интересненькое тем, кому там присутствовать не повезло.

Второй жанр, используемый "Глючным Неформатом" при освещении той или иной игры, - это интервью с мастером. Так в первом номере было опубликовано интервью с Каосом, а во втором - с Ланселотом (мастером "Тортуги"). Надо заметить, что в ролевой прессе прошлых времён жанр интервью не был слишком популярным, и поэтому особенно интересно наблюдать за развитием этого жанра сейчас. Вообще, на мой взгляд, интервью с мастером - штука чрезвычайно полезная. Интервью позволяет мастеру сделать необходимые анонсы, если оно берётся до игры, и поделиться впечатлениями перед публикой, если оно берётся после. В том свете, что у мастеров часто бывают трудности с информационным обеспечением игр, а также учитывая, что редкий мастер утруждает себя написанием так называемого "отчёта" об игре, - интервью представляется просто великолепной вещью. Искренне надеюсь, что этот жанр не исчезнет со страниц газеты.

Помимо этого, со второго номера "Глючный Неформат" начал печатать руководство по изготовлению игровых луков. По словам главного редактора, страничка, посвящённая проблемам реквизита, будет постоянной рубрикой. И это безусловно хорошо.

Но при всех положительных качествах газеты (начиная с самого факта её существования, а точнее, с того, что есть люди, которым не в лом заниматься этим не самым бесполезным для нашей субкультуры делом), у неё есть и недостатки. Первый из них (к счастью, в последних номерах изживаемый) - это тематичность. Вместо того, чтобы более-менее широко освещать происшествия в ролевой жизни, газета занимается её отдельными моментами. Но эти моменты интересны не всем читателям, а потому круг читателей издания сужается, а само издание, вместо того, чтобы набирать популярность, теряет её, ну или по крайней мере, ограничивает.

Второй недостаток, о котором я вскользь уже упоминал, - это полное отсутствие проблемности. Авторы, публикующиеся в газете, совершенно не дают оценок описываемым ими событиям или явлениям, или же излагают свои оценки настолько туманно, что непонятно, оценка это, или просто стилистическая фигура. (Разумеется, фразы типа "...Мне понравилось" или "А в общем, было весело...", к оценкам я не отношу вообще.) Наверное, причиной такой аморфности взгляда и подачи информации служит небольшой опыт того или иного автора в качестве либо ролевика, либо публициста. А потому можно надеяться, что эта проблема временная, и безыдейные очерки-близнецы постепенно сменятся по-настоящему острыми (а может, ещё и в известном смысле художественными) работами.

Третий негативный момент, на мой взгляд, - самый существенный. Редакция позиционирует "Глючный Неформат" следующим образом, цитирую:"Данное издание является приложением к "Замку Иглитхон" и будет публиковать всё, связанное с ролевой жизнью нашего города (Курсив мой. - N.)" Но что можно увидеть в вышедших номерах? Владивостокская игра, безусловно, представляет большой интерес, но посвящать ей семь (!) страниц текста из десяти... Конечно, коль скоро на "Тортуге" были хабаровские ролевики (да и в немалом количестве), то эта игра прямо связана с ролевой жизнью Хабаровска. Но настолько ли сильна эта связь, чтобы посвящать ей СЕМЬ страниц текста. Очерки гостей "Тортуги" (как из "Лангедока", так и не только) пестрят владивостокскими именами, вряд ли известными большинству хабаровских ролевиков, и кроме написанных в полуанекдотическом ключе отрывков, часто связанных с этими именами, в очерках нет ничего. Тогда возникает вопрос: на кого ориентирована информация, и выполняет ли издание поставленную редакцией задачу? Ответ: информация ориентирована в первую очередь на участников "Тортуги", а не на "массового" хабаровского ролевика, и поэтому газета с поставленной задачей справляется, мягко говоря, далеко не полностью.

Как известно, главный редактор газеты, как и некоторые её авторы, состоят в ролевом клубе "Лангедок". (Тот самый правопреемник "Брига", носивший названия "НоКРИ" и "Параллельные миры".) По ряду причин, анализ которых не входит в сферу моей компетентности, этот клуб уже два года не поддерживает активных связей с основным течением хабаровского ролевого движения, занимаясь внутриклубными мероприятиями и периодически выезжая на владивостокские игры. Такая самоизоляция клуба (которая, впрочем, может быть, вполне сознательна и полезна) не может не сказываться на газете, издаваемой его членом.

Разумеется, при всём этом причиной нехватки собственно хабаровского материала является ещё и нежелание хабаровских ролевиков делиться информацией с "Глючным неформатом". Да, в идеале каждый клуб, или мастер, или просто затевающий что-то ролевое субъект, должен слить об этом информацию в газету. Для того газета, собственно, и нужна. При этом плюсы идут как организатору, устраивающему себе рекламную кампанию, так и газете, которая не сидит без дела. Но пока что такой привычки у нашей ролевой общественности нет. Отсюда следует вывод, что сваливать грехи газеты только на политику клуба-издателя неправильно. Но с другой стороны примечательно и то, что информация об иногородней игре дошла до редакции быстрее, чем информация о хабаровских проектах. А это, на мой взгляд, уже напрямую зависит от окружения редакции.

Какие основные пути стоят перед "Глючным Неформатом"? Вариант первый: газета, приобретя более-менее стабильные информационные каналы в Хабаровске, расширит круг освещаемых в ней проблем и получит в свои ряды новых и разных авторов. Вариант второй: не находя в Хабаровске подходящих для публикации сведений и новых авторов газета будет продолжать печатать материалы, мало интересующие основную массу хабаровских читателей. В этом случае она будет занимать в Хабаровске такое же промежуточное положение, какое занимает сейчас клуб "Лангедок", и представлять собой образец прессы "для своих". Не стану говорить, какой из этих путей лучше, потому что это суждение будет в любом случае относительно, и моё мнение может не совпадать с мнением самих издателей.


III. Заключение

Сейчас, когда я заканчиваю эту статью, готовится к изданию очередной, третий выпуск газеты. Насколько я был прав в моих, наверное, в чём-то преувеличенных сомнениях и утрированных оценках, - покажет время.



С уважением, искренне ваш Narvi 


Nuvola apps important blue.svg.pngОбратите внимание!
Данная статься нагло позаимствована с сайта [1].