«Коллективный разум сообщества гоблинов гораздо больше суммы потенциала разрозненных гоблинов»
Статья-обращение
О времена, о нравы!
Уважаемые читатели!
К сожалению, в нашем хабаровском ролевом движении на сегодняшний день фактически отстутствует публицистика. В последнее время куда-то исчезла традиция писать статьи, рецензии, очерки, посвященные разнообразным и многочисленным проблемам уникального в своём роде ролевого движения. Трудно сказать, с чем это связано - увы, ко времени моего появления в движении никакой публицистики там уже не было вообще,- однако совершенно не трудно убедиться в том, что ничего хорошего в этом нет. Игры – это уникальные культурные объекты, уникальные произведения искусства, если угодно, хотя бы потому, что их невозможно повторить. Проходит всего несколько лет, и игры прошлого приобретают какой-то мифический, легендарный характер. И это не мудрено! Участники былых игр со временем отходят от дел, а рассказы считанных единиц из тех, кто всё же остался, носят настолько смутный и отрывочный характер, что в глазах новичков игра, проходившая хотя бы за год до их собственной первой игры, получает черты и масштабы некоего мифологического события, а то и катаклизма; а игроки, участвовавшие в ней, - облик эдаких героев-полубогов. Всё это, тем не менее, логично: тот, кого мы не видели, но о котором все говорят, автоматически вызывает уважение, особенно если деяния его отделены от нас романтической дымкой времени. Опять же, как правило, память корифеев-рассказчиков зачастую пренебрегает реалистическими и малоинтересными на их взгляд подробностями, оставляя лишь самое захватывающее. А посему у слушателей (даже иногда вразрез с планами рассказчика) возникает впечатление, что игры раньше были совершенно другие, что были они ИГРАМИ, а не «игрушками, как сейчас, что были они глобальнее, интереснее и вообще лучше. Лично у меня в этом утверждении возражений не вызывает лишь то, что раньше игры были «другие». (Да и то, если подумать...) Всё остальное же, по крайней мере, спорно.
Возможно, меня спросят, а при чём же здесь публицистика? Дело всё в том, что печатное слово, дамы и господа, гораздо долговечнее устного, и более менее достоверную информацию о прошлых делах весьма неплохо черпать из печатных материалов. Вообще, память, как известно, штука капризная, и надеяться на неё в том случае, если вы хотите оставить после себя младшим поколениям хоть что-нибудь, кроме нескольких старых басен, по меньшей мере безответственно и глупо. Насколько легче было бы мастерам не таскать за собой из поколения в поколение старые ошибки, ориентируясь лишь на свою интуицию, или, что ещё хуже, советы «доброжелателей». Настолько же легче было бы игрокам не повторять чужие ошибки, ведущие свою историю от начала времён, а начинать совершать свои, что, конечно, само по себе гораздо интереснее. Быть причастным к единому историческому процессу ролевого движения вовсе не означает, что нужно обязательно наступать на те же грабли, что в своё время наступил какой-нибудь матёрый ролевик. Причастность к этому процессу, дамы и господа, скорее означает причастность к РАЗВИТИЮ движения, которого очень трудно достичь без осведомлённости в делах сегодняшних и вчерашних. Осведомлённость в делах сегодняшних, например, может позволить ролевикам вести продуктивную полемику вместо очередного пережёвывания своих взглядов в кругу единомышленников, а осведомлённость в делах вчерашних позволила бы использовать в современных играх всё лучшее, что было достигнуто ролевиками в прошлом, и, напротив, избежать бессмысленного повторения старых ошибок.
Хочу заметить, что в этой статье я отнюдь не хотел умалить значение достижений тех поколений ролевиков, что занимались защищаемой и пропагандируемой здесь мною публицистической и научной деятельностью. Дело в том, что, к сожалению, издания и работы такого рода сегодня тоже скорее относятся к области легенд и преданий. Причина опять же проста: эти материалы фактически недоступны широкому кругу ролевиков, а особенно новичкам, ролевикам «младших» поколений, которым эта информация больше всего-то и нужна. Ваш покорный слуга, например, держал в руках лишь несколько разрозненных номеров «Брендидуимского моста», и один номер «Лиги пергамента», любезно предоставленные ему на время чудом сохранившими эти раритеты друзьями. И вы знаете, я считаю, что мне повезло, потому что, как мне кажется, большинство ролевиков сейчас лишены даже этой, весьма скромной возможности приобщения к истории хабаровского ролевого движения. Дамы и господа, покорнейше прошу вас обратить своё внимание на эту проблему! Увы, но немалое наследие нашего прошлого пропадает впустую! Не касаясь своего личного отношения к позиции авторов ряда подобных публикаций, я готов однозначно заявить – эти материалы в любом случае достойны охраны и бережного отношения. Хотя бы потому, что уже история. Наша история, дамы и господа! Поэтому, если у вас есть такие работы, постарайтесь, пожалуйста, их не выбрасывать и не уничтожать. Если вам не трудно, приведите их в порядок и опубликуйте. По слухам, где-то в интернете лежит подшивка всех «Брендидуимских мостов». К несчастью, ввиду моего неумения пользоваться компьютером и сетью, я это проверить не могу. Если кто-нибудь знает или узнает этот адрес, прошу сообщить его мне.
Я начал эту статью утверждением, что в современном ролевом движении отсутствует публицистика. Должен поправиться – это не совсем верно. В течение последнего года на этом фронте произошли некоторые благоприятные перемены, не обратить на которые внимание было бы просто нечестно. Во-первых, нужно вспомнить семинар, посвященный павильонным играм, проведённый зимой этого года клубом «Параллельные миры» (экс-«Нокри»). Несмотря на лёгкий оттенок официоза, мероприятие получилось довольно интересным. С проблемными докладами выступали как хозяева семинара, так и представители молодой ролевой организации «Синклит». Прискорбно, но, насколько мне известно, работы учредителей семинара так и не были опубликованы в печатном виде. Иная ситуация сложилась у «Синклита». Открыв свой сайт, эта организация получила неплохую возможность выложить там несколько своих статей, что они, собственно, и не преминули сделать. Итак, предпосылки к возрождению осознанного анализа ролевиками своей деятельности уже есть, можно начинать диалог. Давайте попробуем возродить хорошую традицию писать рецензии на проведённые игры. Ни для кого не секрет, что каждый ролевик имеет свою точку зрения на проблемы игры, мастеринга, отыгрыша и пр.. Так давайте же высказывать и защищать свои убеждения в открытой и цивилизованной полемике в промежутках между играми, без помощи ругани и оскорблений во время очередной игры. Наше ролевое движение многосторонне, проблемно, конфликтно, нам есть о чём разговаривать и спорить, так неужели вам не интересно поделиться своим мнением, оставить частичку себя в этой истории?
Как известно, существует два вида временного человеческого бытия: мифологическое и историческое. Эти виды времени отличаются особенностями сознания человека, способами познания и предачи опыта своим потомкам. Мифологическое время – это время циклическое, повторяющееся, знание в этом времени передаётся в виде неизменных первосхем-архетипов. Время историческое – это время линейное, строго детерминированное, основным инструментом познания здесь является логическое мышление, накопление опыта идёт от простого к сложному, знание передаётся в виде детерминированной системы, которая развивается и улучшается следующими поколениями. Так вот, подводя итог, я хочу сказать, что хабаровское ролевое движение сейчас находится в подобии мифологического времени, потому что опыт у нас передаётся не сколько в виде фактов, подкреплённых рассуждениями, сколько в виде универсальных первосхем-стереотипов, находящихся вне области сознания. Поэтому единственной по существу движущей силой развития ролевого движения у нас является сила коллективного бессознательного ролевиков, помноженная на силу их личных или командных амбиций. Дамы и господа, по моему, уже можно попробовать опираться не на стереотипы и легенды, а на логику и факты, чтобы получить вместо мифа историю. Хуже, наверное, всё равно не будет, как вы считаете?
Narvi
ПРИМЕЧАНИЕ: клуб сюжетно-ролевых игр Вестфольд предлагает всем заинтересованным ролевым организациям города Хабаровска создать единый сайт хабаровского ролевого движения. На время отсутствия такового Вестфольд предлагает всем желающим публиковать свои работы на сайте Вестфольда. В опубликованных работах будет указываться ник и/или официальное имя автора и его клубная принадлежность. С вопросами и предложениями просьба обращаться на форум Вестфольда или его тинг.
Обратите внимание! Данная статься |